Почему любинское пиво уезжает в регионы?

09.11.2011

В конце прошлого года на омском рынке появилось пиво ­Krompils "Любинского завода пива и кондитерских изделий", в производство которого было вложено пять миллионов рублей. Благодаря оригинальной упаковке новая продукция сразу привлекла внимание потребителей.
«Мы разработали и производим эсклюзивную упаковку: полиэтиленовую бутылку в виде бочонка с жестяной крышкой объемом 0,8 литра. Вскоре мы собираемся запатентовать наше ноу-хау», – рассказывает Любовь Федотова, заместитель директора "Любинского завода пива и кондитерских изделий".
Пиво Krompils относится к продукции премиум-класса. Отпускная цена банки объемом 0,8 литра – 23 рубля.
Любопытно, что "Любинский завод" пошел по пути своих конкурентов: компании «ОША» и «Сан Интербрю» – и назвал свою продукцию на иностранный лад. «Название Krompils обусловлено текущей модой на зарубежные бренды и отражает происхождение пива: PI LS – ПИво ЛЮБИНСкое», – объяснила г-жа Федотова.
Сегодня на заводе выпускают нефильтрованное и фильтрованное пиво. Всего в 2007 году планируется произвести миллион декалитров. «Живое» пиво распространяется в основном по области, так как срок его хранения не превышает двух недель. «Город требует пиво с длительным сроком хранения, поэтому туда поставляем фильтрованное пастеризованное (10-15% от объема) пиво, которое хранится два месяца», – говорит Олег Бонапартов, директор "Любинского завода пива и кондитерских изделий". – За прошедший год мы совершили революционный скачок, до этого завод кормила исключительно кондитерка».
«Конкурировать по объему мы не можем, – рассказала «БК» Елена Тимчевская, главный технолог завода пивного и безалкогольного производства, – у нас мини-завод с проектной мощностью миллион декалитров в год». Для сравнения: мощность пивоваренного завода «ОША» составляет 2,5 миллиона декалитров в год, а омского филиала «Сан Интербрю» – 60 миллионов.
Кроме того, при попытке реализовать пиво в Омске через сетевые супермаркеты отдел сбыта Любинского завода столкнулся с проблемой – супермаркеты запросили от 50 до 400 тысяч рублей за вход. «Пока мы не готовы платить такие деньги за вход», – говорит г-жа Федотова.
Заметим, что с представлением кондитерки на полках омских магазинов у завода нет проблем – известная продукция попадает туда без оплаты входных и полочного пространства.
«Сейчас в Омске наше пиво реализуется в сети магазинов «Экономный» – они не выдвигают требований, – говорит г-н Бонапартов. – Очень полюбилось Krompils в других регионах – мы сейчас поставляем много пива в Новокузнецк, Курган, Бийск, Барнаул, Новосибирск. В этих городах реализация пива на 73% выше, чем в Омске».
Эксперты скептически оценивают будущее Krompils на омском рынке. «Рынок пива в Омске заполнен, – говорит Сергей Ипатов, директор компании «Сибирь», – выведение новых марок без привлечения супермаркетов выглядит маловероятным», – говорит он. Ошибкой любинцев считают не совсем грамотную маркетинговую политику: «Если бы предприятие предварило выпуск нового пива рядом громких событий, снабдило товар интересной легендой, короче, создало ему яркую и привлекательную информационную оболочку, супермаркеты дрались бы за право выставить у себя на полках этот товар, – считает Юрий Шатилов, директор маркетингового агентства «Ладно». – В премиум-классе любые товары без легенды – «товары-сироты», они обречены. Меня несколько пугает попытка слишком широкого охвата различных рынков, которую предпринимают на любинском заводе. Может быть, им лучше сконцентрироваться на подкопченной сельди в масле? Она точно хорошо продается».
Тем не менее любинцы высоко оценивают шансы своего пива на местном рынке и ищут альтернативные способы реализации. «Мы хотим открыть свои небольшие рестораны и специализированные фирменные отделы на рынках города, где будут проводиться дегустации нашей продукции для истинных любителей живого пива, сваренного по классической чешской технологии», – говорит Олег Бонапартов. – Пока это – идея, но ресторанчики для любителей пива будут обязательно». По словам Любови Федотовой, в России наблюдается тенденция, когда крупные города переходят на пиво собственного производства. Пиву, которое готовится верховым брожением, то есть ускоренным процессом (такому, как «Балтика», «Толстяк»), предпочитают пенный напиток с мини-пивоварен. Действительно, в Новосибирске уже работает несколько маленьких пивоваренных заводов-ресторанов «Тинькофф» и Bierhoff, где посетителям через прозрачную стену из стекла виден технологический процесс приготовления и варки пива. В Омске «живое» пиво варят в ресторане Germelin.
Специалисты с сомнением относятся к заявлению любинцев о возможном открытии ими подобных ­заведений. По словам омского ресторатора Юрия Чащина, открытие пивного ресторана на сто посадочных мест без учета помещения обойдется сельчанам минимум в полмиллиона долларов. Кроме того, из подобных заведений, существующих в мире, успешны далеко не все – очень важен профессионализм ресторатора. И, наконец, любинцев могут ждать большие проблемы с помещениями – на окраинах ресторан вряд ли окупится, а в центре найти подходящее место будет крайне сложно.
Удастся ли любинцам увеличить процент реализации своего пива на омском рынке – покажет время. Во всяком случае сегодня оно нашло своих потребителей в других регионах, поэтому, по мнению экспертов, мини-завод Любинский можно назвать вполне успешным.
СПРАВКА
Еще до перестройки Любинский завод специализировался на выпуске винно-водочной продукции, но во времена «сухого закона» все емкости «вырезали» – предприятию пришлось перепрофилироваться на кондитерское производство. В 1999 году выпуск пива пытались возобновить, но в связи со спадом спроса с 2004 по 2006 годы производство пенного напитка было прекращено.
Ольга Данилова, Дарья Жиганова

к списку статей